Психологизм как художественный метод


Психологизм как художественный метод
   творческая практика углубленно-проникновенного изображения психодинамики внутренней жизни героев, различных по содержанию и направленности нравственнопсихологических коллизий, разворачивающихся в их мотивационных сферах. В изобразительном искусстве и прежде всего в живописи большая часть проявлений психологизма как творческого метода укладываются в пределы формулы «лицо (глаза) - зеркало души». В литературном творчестве и театральном искусстве психологизм проявляется по-разному: в виде интроспективно-исповедальных лирических откровений, вформе монологических, интонационных, жестовых и мимических самообнаружений своего внутреннего «я» театрально-драматическими персонажами, а также посредством внутренней речи героев, обнаруживающей их скрытые от окружающих желания, интересы, мотивы.
   Особое место в литературно-художественной сфере занимает такая форма психологизма, как «поток сознания». Получившая распространение в западной литературе в эпоху модерна, она обязана своим концептуальным оформлением американскому философу и психологу У. Джеймсу («Научные основы психологии», 1890). Именно он применил относительно сознания метафору «потока», «реки» и придал ей статус теоретического концепта. Согласно Джеймсу, внутренняя субъективная жизн ь л ич ности представл я - ет собой важнейшую из реальностей человеческого мира. Поэтому художник, писатель, способный воссоздать «поток сознания», в полной мере реализует свое творческое предназначение.
   Психологема «потока сознания» нашла художественно-образное воплощение в творчестве Гертруды Стайн («Три жизни», 1909; «Становление американцев», 1925), Вирджинии Вулф («Миссис Дэллоуэй», 1925; «Волны», 1931; «Между актами», 1941). В максимально полном объеме она была реализована Дж. Джойсом в материале его романа «Улисс» (1922), где воссоздана психическая жизнь двух конкретных героев. Текучий мир отражается в гибких зеркалах их сознаний, и содержимое этих сознаний само превращается в поток впечатлений, хотя и разрозненных, но не способных оторваться от субъектов и потому образующих некую динамичную целостность с признаками не системы, а беспорядочного конгломерата. Обрывки мыслей, обломки смыслов, фрагменты разнородных картин, внезапные импульсы вспыхивающих желаний, загорающихся и гаснущих инстинктивных позывов - все это действительно составляет подобие некоего потока в период половодья. Мутный, несущий в своих струях много всевозможного хлама, он представляет собой зрелище, хотя и любопытное, но никак не отвечающее классическим критериям высокой эстетики.
   ◘ Лит.: Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. - М., 1999; Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. - М., 1988; Компанеец В. В. Художественный психологизм в советской литературе. 1988; Соколова. Н. Внутренняя речь и мышление. -М., 1968; Страхов И. В. Психологический анализ в литературном творчестве. Ч. 1-4. - Саратов, 1973-1976; Хоружий С. С. «Улисс» в русском зеркале. -М., 1994.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "Психологизм как художественный метод" в других словарях:

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в …   Литературная энциклопедия

  • Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро …   Литературная энциклопедия

  • Символизм — СИМВОЛИЗМ. Как весьма широкая категория понятие «С.» применяется к искусству целых эпох. Так, в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии художественного сознания, выражая стремление к идеалу, и соответствует… …   Литературная энциклопедия

  • Литфронт — литературная группа, в заявлениях своих представителей именовавшая себя внутрирапповской группой, на деле же с самого начала своего существования выходившая за пределы РАПП как по составу участников, так и в силу противопоставления себя РАПП в… …   Литературная энциклопедия

  • Меньшевизм в литературоведении — 1. Меньшевизм (социально политическая характеристика). 2. Философские основы русского меньшевизма. 3. Литературно теоретические взгляды меньшевиков. 4. Проблема пролетарской культуры и литературы у меньшевиков. 5. История литературы в… …   Литературная энциклопедия

  • реализм — (от лат. realis вещественный) художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью; правдивое воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах (Ф.… …   Словарь литературоведческих терминов

  • Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище)         род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… …   Большая советская энциклопедия

  • Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище)         род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… …   Большая советская энциклопедия